Урок-беседа "Толерантность"

Нет на земле большего несчастья, 

Чем потеря родины.

Древнегреческий  трагический поэт Еврипид

Цель: поиск сведений о проблемах беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов в России и в частности на Северном Кавказе и в городе Невинномысске.

План мероприятия

  1. Повторение понятия «толерантность».
  2. Освещение в рамках темы «Толерантность» проблем беженцев, мигрантов и переселенцев в России, на Северном Кавказе и в Невинномысске.
  3. Поиск информации по теме в Интернете.
  4. Обсуждение найденного материала.

1. Вспоминаем определение понятия «толерантность».

2. Положение этих категорий населения очень изменчиво, так что информация такого рода, содержащаяся в специальной литературе, если не устаревает, то становится менее актуальной еще до того, как книги появляются на прилавках магазинов. Малодоступна и неудобна в использовании вся совокупность сведений, имеющихся в периодической печати: не только учащимся, но и учителям затруднительно отслеживать и структурировать множество сообщений, часто противоречивых и фрагментарных.

В этих условиях правомерно и логично обратиться к электронным носителям информации, дав школьникам возможность не только познакомиться с проблемой, но и создать свой собственный архив из наиболее интересных материалов.

Здесь стоит обратить внимание на конкретные статистические материалы, которые было бы разумно оставить в распоряжении школьников: они помогут им на уроках гуманитарного цикла:

Миграционная ситуация. Официальные справочники ФМС приводят точные данные только по вынужденным мигрантам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца. Однако в процентном отношении число признанных беженцев очень невелико (причем в Москве существенно ниже, чем по России в целом). Например, из 100 тысяч афганцев статус беженца получили только несколько десятков.

Реально в положении вынужденных мигрантов в России находится, по нашим оценкам, не менее 4 миллионов человек, главным образом, граждан бывшего СССР.  

В России получили официальный статус вынужденных мигрантов:

Всего на начало 1999 г.

1 100 000 чел. (160 000 беженцев, из них 500 из третьих стран, 940 000 вынужденных переселенцев)

Процент от населения России

0,74%

 

в 1995 г.

274 000 чел.

 

в 1996 г.

172 000 чел.

 

В 1997 г.

120 000 чел. (беженцев — 5000)

 

в 1998 г.

118 150 чел. (беженцев — 450)

 

 

Из них по Ставропольскому краю:

 

Из них по городу Невинномысску:

 

Распределение по странам исхода

Казахстан — 31%

Таджикистан—16%

Узбекистан—14%

Чечня—13%

Азербайджан — 13%

Грузия—10%

С 1992 г. официальный статус получили 1 400 000 вынужденных мигрантов. Начиная с 1997 г. ФМС активно включила механизмы лишения и утраты статуса беженцами. Всего статус утратили 300 000 беженцев, из них 114 000 — в 1998 г.

 

3. Компьютерный поиск информации.

Такого рода работа про­водиться - до известной степени  - учащимися самостоятельно: преподаватель лишь контролирует ситуацию, отслеживая конечный результат в виде сформированного из тех или иных сообщений текста.

Поскольку обращение к сайтам различных общественных организаций является для школьников, как правило, делом новым, их внимание обращается в первую очередь на сайт Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН — www.unhcr.ch.

Весь материал по теме, которыми располагает пользователь международной компьютерной сети, можно условно разделить на три категории:

1. Новости.

2. Общественные организации, осуществляющие помощь мигрантам.

3. Законодательные документы, справки, полезная литература по проблемам миграции.

Соответственно этим категориям ребята делятся на три группы. Например, группа учеников, обратившихся к «Новостям», составляет краткую справку о наиболее актуальных моментах, связанных с беженцами.

Ежедневно поступает огромное количество сообщений относительно беженцев и вынужденных переселенцев. В основ­ном, эти сообщения освещают процесс миграции из так называемых «горячих точек». Такого рода новости приходят также с Северного Кавказа, из Косово и т.д. Темами становятся условия жизни беженцев, решения государственных органов заинтересованных стран. Такая информация особенно интересна нам, живущим на Северном Кавказе рядом с «горячей точкой».

Тема беженцев и вынужденных переселенцев занимает цен­тральное место на сайтах многих общественных организаций. Одной из таких организаций является Общественный комитет помощи беженцам «Гражданское содействие» — www.refugee.ru. На сайте содержится большое количество материалов по проблемам беженцев, причем в основном — на территории РФ. Освещаются механизмы натурализации, оказывается помощь с работой, жильем, медицинским обслуживанием и социальной защитой. Комитет тесно сотрудничает с УВКБ ООН, Миссией Союза друзей в Москве (английские квакеры).

В каждой школе есть учащиеся, для которых проблемы мигрантов являются личными. Возможно, что школьникам будет интересно познакомиться с сетью юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев в регионах России —«Миграция и Право» — www.refugee.memo.ru

Программа действует при поддержке УВКБ ООН, Фонда Форда, Фонда Мотта, Совета Европы и охватывает 43 региона России. В рамках программы обеспечивается юридическая помощь беженцам и вынужденным переселенцам, а в ряде случаев и другим категориям мигрантов. Существует практика анализа и мониторинга ситуации в регионах. Немалое внимание уделяется также просвещению и воспитанию правосознания мигрантов.

Большой информативностью отличаются материалы Форума переселенческих организаций, представляющего Международное общественное движение содействия мигрантам и их объединениям, — www.migrants.ru

«Форум» объединяет усилия общественных организаций помощи мигрантам, в том числе и в Интернет-пространстве (пре­доставляет Интернет-сайты и другие ресурсы). При содействии УВКБ ООН выпущен справочник «Компас беженца». На сегодняшний день членами форума являются 252 организации из 52 регионов России.

Другая организация — «Вера, Надежда, Любовь»www.mashuk.ru/vnl/ оказывает помощь беженцам в Ставропольском крае, сопредельном с Чечней.

На этом сайте можно обнаружить конкретные сведения о лицах, нуждающихся в помощи, например:

«Шевелева Вера Борисовна, 1926 г. рождения, вынужденная переселенка из Грузии (1997). Выехала из Грузии в 1997 г. В Пятигорске оказалась на вокзале, подобрали чужие люди. Частично страдает потерей памяти, инвалид 2-й группы по общим заболеваниям. Не имеет медицинского страхового полиса и поэтому не может получить медицинскую помощь бесплатно. Поэтому врача не посещает. Одинокая. Пенсию не получает, так как нет регистрации в городе. Живет у знакомых, на хлеб зарабатывает своим трудом: весной огороды копает, стирает, гладит и т.д. Находится в крайне тяжелом материальном положении.

Проживает в г. Пятигорске, тел 4-44-52».

Есть здесь и общие соображения, которые многие школьники сочли нужным сохранить в своих архивах: «Исходя из опыта работы, мы можем отметить, что среди вынужденных переселенцев уровень заболеваний сердечно-сосудистой системы и заболеваний стрессового характера гораздо выше, чем у местного населения. Также нам известны некоторые случаи самоубийств среди вынужденных переселенцев по причине безысходности и тяжелейших психологических стрессов. Мы надеемся, что Вы сможете помочь  этим обездоленным людям -  женщинам, старикам и детям!!!!»

Используя возможности всемирной компьютерной сети, можно найти большое количество законодательных документов, инструкций, советов и литературы по вопросам миграции. Пер­венство здесь принадлежит Новосибирскому государствен­ному институту — www.iclub.nsu.ru/law/documents/prikazi/ 24J03_99_1.htm

Он осуществляет проект, который кратко описывается сле­дующим образом:

«В любой день и при любых обстоятельствах человек нуждается в правовой оценке своих действий или даже бездействия, поэтому нужен постоянный доступ ко всей правовой базе, что затруднительно из-за плохой технической базы и излишней разветвленности права. Целью данного сервера является создание бесплатной возможности получения простого доступа к любому правовому акту, когда-либо изданному в нашей стране». Даже по названию связан с темой беседы Интернет-портал www. tolerance, ngo.ru.

Он создан как сеть российских неправительственных организаций, занимающихся проблемами противодействия национальной дискриминации, нетерпимости, ксенофобии, расизму и экстремизму в России и выработки общей платформы действий тремя партнерскими неправительственными организациями:

·           Центром развития демократии и прав человека (Москва).

·           Общественной правозащитной организацией «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург) www.wplus.net/pp/citwatch.

·           Международной лигой прав человека (Нью-Йорк) — www.i7hr.org.

·           Проект осуществляется при поддержке Фонда Форда — www. ford found, org.

Цели объединения формулируются так:

«Там, где государство бездействует или даже само является нарушителем, необходимо включать гражданские механизмы. Во многих регионах России активно действуют правозащитные и антифашистские организации, противостоящие экстремизму расизму и ксенофобии, организующие образовательные программы, направленные на установление межнационального диалога и развитие толерантности. Однако отдельных действий и даже программ уже недостаточно. Стремительное ухудшение ситуации могут остановить объединение усилий и выработка общей стратегии действий неправительственных организаций, активное использование международных механизмов. Это поможет воз­действовать на правительство России, от которого мы будем требовать выполнения взятых им международных обязательств. Для достижения этих целей две российские и одна американская неправительственные правозащитные организации начали в апреле 2000 г. реализацию совместной программы, направленной на объединение усилий российских гражданских активистов и выработку общей платформы действий против национальной нетерпимости, дискриминации, ксенофобии, расизма и экстремизма.»

 В рамках программы создан новый сайт - первый общий ресурс для всех, кого волнуют эти проблемы и кто стремится изменить ситуацию к лучшему - Толерантность.ru.

В качестве примера источника разноформатной и разнохарактерной информации можно привести «Руководство для неправительственных организаций (НПО), занятых проблема­ми вынужденной миграции в бывшем Советском Союзе»— www.ngo.org.ru/ngoss/get/id14181.htm.

Здесь содержится исключительно интересный материал, собранный в рамках программы, разработанной институтом «Открытое общество». Приводится масса советов и наблюдений, сформулированных и полученных в результате длительной работы в сфере организации помощи беженцам и мигрантам.

Поиск сведений о беженцах, вынужденных переселенцах и мигрантах, помимо своей основной задачи — получения конкретной информации, формирует одновременно навыки изучения любой проблемы в рамках Интернета и может стать полезным в любой аудитории.

4. Обсуждение найденной информации ведется по трем группам учащихся. Ребята предлагают на обсуждение наиболее интересные материалы, которые фиксируются всеми остальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ

 

Если от слез ресницы дрожат,

Рот приоткрыт, горький стон на губах,

Горе объяло, ум пережат —

Это печаль вас уносит во мрак.

 

Если по улице быстро идешь,

Сердце в восторге звонко поет,

Ты сам от жизни чего-то ждешь —

Это радость в душе живет.

 

Радость с печалью — разные чувства,

Им повстречаться придется как будто,

Что же случится тогда — не понять –

Радость с печалью нельзя повстречать!

Катя Трутнева

 


© Гимназия №10 "ЛИК", г. Невинномысск, Ставропольского края

 
     
Hosted by uCoz