|
Проблема
толерантности во второй половине XX
века обрела международный характер,
так как ее положительное решение
позволяет развязать нити
многочисленных международных и
внутристрановых конфликтов.
Достижение компромиссов в диалоге
конфликтующих сторон невозможно без
определенного уровня взаимной
терпимости, признания права другого.
Суть
процесса глобализации состоит в
резком расширении и усложнении
взаимосвязей и взаимозависимостей
как людей, так и государств, что
выражается в процессах формирования
планетарного информационного
пространства, мирового рынка
капиталов, товаров и рабочей силы, в
интернационализации проблем
техногенного воздействия на
природную среду, межэтнических и
конфликтов и безопасности.
Рассмотрим
подробно положительные и негативные
моменты глобализации современного
мира сточки зрения создания
благоприятных условий для создания
системы толерантных социальных
отношений как между государствами,
так и внутри последних.
Глобализация
современного мира постоянно
напоминает человечеству о том, что
мир многообразен и в то же время един,
что различные подходы к одним и тем
же процессам неизбежны ввиду
различия культур, но уже
небезопасны как для конкретных
социальных субъектов, так и для мира
в целом. Налицо повторение ситуации,
возникшей в Новое время в период
кровопролитных религиозных войн в
Европе, выходом из которой стала
легитимация толерантности.
Усиление
взаимозависимости человечества,
осознание ответственности за его
дальнейшую судьбу, четко
проявившиеся в процессе
глобализации современного мира,
безусловно, способствуют формированию
культуры толерантности.
Однако
именно процессы глобализации в
немалой степени затрудняют переход к
принципиально новому типу
международных отношений,
базирующихся на принципе
толерантности.
«Конфликт между
государствами, принадлежащими»
истории, «будет по-прежнему возможен».
Более того, по мнению Фукуямы, «сохранится
высокий и даже все возрастающий
уровень насилия на этнической и
националистической почве, поскольку
эти импульсы не исчерпают себя и в
постисторическом мире. Палестинцы и
курды, сикхи и тамилы, ирландские
католики и валлийцы, армяне и
азербайджанцы будут копить и лелеять
свои обиды. Из этого следует, что на
повестке дня останутся и терроризм, и
национально-освободительные войны».
Несмотря на такой
неутешительный прогноз, общий вывод
в целом достаточно оптимистичен: «Однако
для серьезного конфликта нужны
крупные государства, все еще
находящиеся в рамках истории; а
они-то как раз и уходят с
исторической сцены».
Одним
из парадоксов глобализации,
направляемой западным миром,
является следование принципу
демократии, плюрализма и
толерантности внутри стран Запада, с
одной стороны, и следование
принципам господства, монизма и
нетерпимости во взаимоотношениях с
незападными странами, с другой
стороны.
Иными словами, в
качестве универсальных принципов
человеческого сообщества
предлагаются принципы либеральной
демократии, следование которым
обеспечивает безопасность западного
мира (прежде всего США), а отнюдь не
всему человечеству. Однако эти
принципы не находят понимания в
немалой части мира, что вызывает
реакцию навязывания их силой
незападным государствам. Отсюда
понятно, что «столкновение
цивилизаций» действительно выглядит
неизбежным, и мир может быть принесен
в жертву нетленным принципам
западной цивилизации. Недаром один
из госсекретарей США заявлял, что «есть
вещи поважнее, чем мир».
Единственным
выходом из нынешнего тупика, по
убеждению большинства социальных
мыслителей, является переход к
новому типу социальных отношений,
основанному на принципах плюрализма,
толерантности и сотрудничества. Как
справедливо отметил американский
ученый Л. Айзенберг, «идея братства
не нова, но отличительным для нашего
времени является то, что
братство превратилось в условие
выживания»
|
|