|
В
определении нетождественности
человека относительно человеческого
мира, а человеческого мира
относительно природы мы учитываем и
обобщаем закономерности социальной
истории, особенности общественного
развития, а также нерасторжимо
связанные с ними процессы
возникновения и становления
специфических, присущих только
человеку форм жизнедеятельности -
культуры.
Природная,
естественная среда обитания
человеческого рода - это
органическая целостность,
необходимая основа их бытия. Они -
зависимые части этой целостности. Но
не приспособление к своей
органической целостности «сыграло
роковую роль» в нетождественности
человеческого мира и конкретного
человека к своей природе или к другим
людям. Необходимость вступать в
контакты с себе подобными - вот что
оказалось двигателем социальной
истории, общественного развития.
Человеческий
мир - это непрекращающееся общение и
взаимодействие людей друг с другом,
это использование и создание в ходе
общения (и для убедительного
воздействия) разнообразия предметных
форм. Являясь энергетическим
образованием, то есть созданным в
результате жизнедеятельности людей,
человеческий мир характеризуется
противоречиями и напряжением.
Применительно
к современной ситуации человеческий
мир можно представить как
противоборство интеграционных и
дезинтеграционных процессов. С
одной стороны, благодаря развитию и
интенсификации самого широкого
спектра социальных связей - хозяйственных,
политических, культурных и т.д.,
возникновению и актуализации новых
видов деятельности и коммуникаций
человеческий мир приобретает
свойства целостности и единства.
Возрастает осознание универсальных
человеческих потребностей и проблем
обеспечения жизнедеятельности,
общности исторических судеб и
безопасности
народов.
Это - интеграционный, или
центростремительный процесс, в ходе
которого современный человеческий
мир приобретает глобальный
характер. С другой стороны, под
воздействием роста национального и
индивидуального самосознания и их
освобождения, происходит распад и
дробление отдельных социумов,
обособление и разъединение
субъектов общественной жизни. Это -
дезинтеграционная, центробежная
составляющая мировых процессов. В
человеческом мире она проявляется в
различных формах социальной
напряженности и конфликтов.
Входе
истории обнаруживаются пределы
каждого из этих процессов.
Человеческое существование связано
как с интеграционными,
центростремительными процессами,
так и с дезинтеграционными,
центробежными, и люди с
необходимостью регулируют эти
процессы. Причинами этих процессов
являются противоречия части и целого,
взаимодействие разного рода
субъективности со своей
целостностью. Интеграция и
дезинтеграция того или иного социума,
по сути, имеют общечеловеческий
характер, интеграционные и
дезинтеграционные процессы в его
производстве и воспроизводстве
определяют развитие всемирной
истории и трансформацию
действительности.
Относительно
состояния современного
человеческого мира и его объективно-исторического
движения к своей целостности силы
дезинтеграционных процессов грозят
обернуться глобальными катастрофами
и прекратить всякую жизнь на земле.
Отчетливое понимание реального
противоборства и конкретного
выражения этих процессов побуждает
многих участников общественной
жизни объединить свои усилия в
предотвращении последствий
дезинтеграции.
Устойчивость
и жизнеспособность любого общества
зависит от готовности его членов
действовать в соответствии с
определенными правилами и правовыми
нормами.
Очевидной
особенностью современного
человеческого мира является
разнообразие всех сторон его
существования - социокультурных
укладов, способов жизнедеятельности,
социально-политических условий и т.д.
В таком разнообразии неизбежны
конфликты и напряженность. По логике
же социально-исторического развития
люди стремятся к целостности
человеческого мира. Они осознают
необходимость противостоять
дезинтеграционным процессам ненасильственными
способами. О результатах такого
осознания могут свидетельствовать
конкретные виды деятельности,
особенно институты гражданско-правового
регулирования общественной жизнью.
Проблема толерантности, так же как и
любая другая проблема, вызревает в
определенном опыте людей, и только
под воздействием реальной
заинтересованности, прежде всего, в
том опыте, где эта проблема возникла,
она может быть разрешена, обретая
свойства предпосылки и принципа.
Является ли толерантность
нравственным требованием или
связана с частным прагматизмом -
вопрос, на который сегодня не может
ответить ни трансцендентная этики,
ни этический релятивизм. Его решение
нужно искать в конкретных видах
социализации людей, в их специфике,
зависящей от национальных
социокультурных и субкультурных
традиций.
Только
в связи с объективно-историческим
общественным развитием и
особенностями современного
человеческого мира толерантность
может выступать как предпосылка и
принцип движения людей к единству и
совместному сотрудничеству. Отсюда
актуальность научного выяснения ее
реальных основ и функционального
содержания.
|
|