ВСТРЕЧИ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Игра на развитие толерантности для старшеклассников

1. Погружение в игровую ситуацию

Участники сидят в кругу. Затемнение. Ведущего не видно. Звучит его голос (лучше всего — через усилитель и скрытые динамики; фо­ном может быть «космическая» музыка).

Ведущий. С начала времен человечество было едино. Это была общность, к которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая «чу­жим» — враждебным, злобным, непонятным силам природы. «Они», эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества по­явилось чувство «мы». «Они» и «мы» противостояли. Но человече­ство было еще очень юным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным...

Бог наказал человечество: Он смешил языки людей, строящих Ва­вилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они пе­рестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что «мы» — 'мне те, кто рядом. А другие люди, не похожие ни нас, говорящие на иных языках, — это «они».

Так люди стали делить друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно боялись или унижали — в зависимости от того, кто был сильнее: «мы» или «они».

Шли веки. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежнему делили всех на своих и чужих. А однажды чело­вечество шагнуло в космос. Шагнуло навстречу иным мирам, еще не зная. кого оно там встретит: своих, чужих или... или ему вообще придется отказаться от этих понятий?

2. Разминка

Зажигается свет. Ведущий появляется в кругу участников игры.

Ведущий. Уважаемые дамы и господа! Поздравляю вас с успеш­ным окончанием Школы космической навигации. С сегодняшнего дня вы с полным основанием можете считать себя профессиональными астронавтами. Вас ждут увлекательные путешествия к другим мирам. Осталось только выяснить, ни какой именно звездолет вы будете распределены. Сейчас мы проведем формирование экипажей звездолетов.                                         

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с   закрытыми глазами); по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама»), по дру­гим признакам. При этом ведущий каждый раз четко обозначает, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой — «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено (после 3-4 повторений), ведущий делит шеренгу на нужное количе­ство групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

В каждой образовавшейся группе должно быть 8-10 человек.

 

3. Распределение ролей

Ведущий. Итак, экипажи звездолетов сформированы. Теперь вам необходимо распределить между собой обязанности. Примерный перечень должностей

(может быть заранее записан на доске)

Капитан

Первый пилот

Второй пилот

Штурман

Бортинженер

Военспец

Психолог

Специалист по внеземным цивилизациям

Биолог

Врач

Программист

Этот список является условным и при необходимости может быть сокращен или расширен. Процедура распределения должно­стей нужна для более глубокого погружения в игровую ситуацию и уточнения ролевой позиции в дальнейших процедурах.

Обсуждение распределения должностей любопытно также с точ­ки зрения особенностей складывающихся отношений между участ­никами игры и выявления лидеров: происходит ли выбор капитана и других «должностей» путем голосования, или каждый «назнача­ет» себя сам, возникают ли споры и разногласия по этому поводу между членами экипажа, или все протекает мирно и спокойно.

Кроме того, распределение должностей можно рассматривать как своеобразное социометрическое упражнение, позволяющее вскрыть способность участников к проявлению толерантности.

Ведущий. А теперь придумайте название своему звездолету... Ну что же, попрошу занять места  в своих звездолетах.

В помещении следует заранее обозначить верев­ками границы «звездолетов» и в каждый из них   поместить необходимое число стульев.           

4. Проверка совместимости

Ведущий. Экипажи были составлены случайным образом. Вам предстоит совершить долгое и трудное путешествие, в котором огромное значение имеет психологическая совместимость участ­ников. Стоит проверить, насколько члены космических экспеди­ций способны понять и принять друг друга.

Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда на­блюдается единство ценностных ориентации. Иными словами, к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое от­ношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда все хо­рошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится. Давайте про­верим себя, насколько хорошо вы знаете друг друга, насколько вы ' можете проникнуть в глубину души человека из своего экипажа и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как


он ответит на те вопросы, которые вами, возможно, еще не об­суждались?

Сядьте в круг. Каждый должен взять лист бумаги (пачка уже находится в вашем звездолете), положить его горизонтально и раз­делить вертикальными линиями на три части. В верхней части сред­него столбца напишите свое имя и должность на борту. В левом столбце напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не бли­жайшего соседа, а следующего за ним. В правом столбце — имя че­ловека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Та­ким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть па мир: за них вы дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по ва­шему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам при­ходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отве­чайте кратко и определенно.

Такое условие — отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше — вызвано желанием оградить участников от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишет сосед на своем листочке.

Ведущему достаточно задать 5-6 вопросов. Их содержание мо­жет варьироваться в зависимости от половозрастного состава груп­пы и ее интересов.

Возможный перечень вопросов:

/. Ваш любимый цвет?

2. Ваше любимое мужское имя?

3. Ваше любимое женское имя?

4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живноспш?

Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?

5. Смотрите ли аргентинские и мексиканские те­левизионные сериалы?                         

6. Самая неприятная для вас человеческая черта?

7. Самое ценное для вас человеческое качество?

8. Ваше любимое времяпрепровождение?

9. Книги какого жанра вы предпочитаете?

После завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов. Итоги подводятся во время общегруппового обсуждения.

Нетрудно заметить, что указанные вопросы подразумевают достаточно широкий спектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу «да — нет». Здесь сложно просто угадать ответ, как в лотерее. Приходится подумать, вчувствоваться в другого чело­века. Однако может найтись несколько удивительно проницатель­ных участников, умудрившихся осуществить «стопроцентное по­падание». Нужно обсудить, как им удалось добиться этого, на чем основывались их предположения, что именно подсказало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группы приобретают много необычной информации друг о дру­ге, становятся ближе и понятней друг другу, получают опыт «вхождения в мир другого».

5. Планета Чужих

Ведущий. Двигатели звездолетов заработали, и через несколько минут только короткие вспышки в небе напоминали земным наблю­дателям о кораблях, отправившихся в дальние галактики на поиски новых миров... Маршруты у космических экспедиций были разные. но разве можно предсказать все возможные повороты судьбы? Может быть, им еще предстоит встретиться на каких-то звездных перекрестках?

... После многих дней пути среди сверкающих звезд вы увидели голубоватый шар неизведанной планеты. На звездных картах эта планета обозначена коротко; «Планета Чужих».

Первое задание

Ведущий и его ассистент передают экипажам большой лист ват­мана и краски (или фломастеры).

 

Ведущий. Представьте, как может выглядеть Планета Чужих Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут? 4et занимаются? Нарисуйте на листе Планету Чужих и ее жителей и расскажите о ней. Время на подготовку — 20 минут.

Спустя указанное время каждая из экспедиций рассказывает коллегам об этой планете и ее обитателях.

Второе задание  

Ведущий. Следующее задание — индивидуальное.   Возьмите листочек бумаги. Разделите его вертикальной чертой. Над левым столбиком подпишите «Я». Над правым «Чужой». В левом столбце напишите 5-7 самохарактеристик (прилагательных и  существительных). А в правом — черты человека,    которого можно рассматривать как вашего антипода, то ест полностью противоположного вам.

Третье задание

Выполняется под спокойную инструментальную музыку.

Ведущий. Постарайтесь как можно ярче представить своего анти пода. Как он выглядит... двигается... говорит... о чем он думает и меч тает... А теперь попробуйте рассказать о внутреннем мире такого человека. Напишите окончания этих фраз от лица своего антипода:

Он часто думаете...

Он чувствует себя...

Раньше он часто...

В будущем ему...

Ему не нравится...

Иногда он мечтает...

Он очень хотел бы...

Он любит...

Он боится...

Он иногда вспоминает...

Эти фразы лучше заранее написать на доске или планшете. Не плохой вариант — заготовить специальные бланки с незаконченными фразами по числу участников.

Четвертое задание

' Ведущий. Каждый экипаж звездолета через 15 минут должен будет представить обобщенный портрет антипода. Для этого членам экспедиции необходимо сначала обменяться списком черт, написанным в правой колонке, найти общие для всех и выписать их на отдельный листок. Затем нужно сравнить варианты окончания фраз он своих антиподов и также найти совпадения.

После выполнения этого задания экипажи представляют полученные результаты другим. Ведущий выносит на обсуждение еле дующие вопросы:

Много ли обнаружилось совпадений в портрете антипода?

В чем сходство антиподов?

Часто ли вам приходилось встречать в жизни людей, обладающие такими чертами?

Встречаются ли такие характеристики, с помощью которых один участник описывает себя, а другой — своего антипода?

Возможно ли детально описать человека, который был бы анти подом для всех?

6. Планета Своих

Ведущий. После того как вы покинули Планету Чужих, некотором время не происходило ничего. Только молчащий космос, у сеянный ярл горящими звездами, окружал вас. Но скоро в иллюминаторах появилась новая планета. «Это Планета Своих», — сообщил капитан.

Ведущий и его ассистент снова передают экипажам большой лист ватмана и краски (или фломастеры).

Ведущий. А теперь представьте себе, как может выглядеть Планета Своих? Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как от живут? Чем занимаются? Нарисуйте на листе Планету Своих и его  жителей и расскажите о ней. Время на подготовку — 20 минут.

Спустя указанное время каждая из экспедиций рассказывает коллегам об этой планете и ее обитателях.

 

7. Планета, похожая на Землю

Первое задание

Ведущий. Ваш звездолет покинул Планету Своих (стартовал навстречу новым приключениям. Звездные миры сменяли один другой. Чернота безмолвного космоса не пугали отважных путешественников. И вот однажды вы приблизились к планете, о которой было известно только то, что они — такая же, как Земля. Представьте себе, как может выглядеть эта пла­нета? Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут'' Чем занимаются? Как они отнеслись к вам? Нарисуйте планету и ее обитателей и расскажите о ней. Поведайте также о том, что вы делали на этой планете. Время па подготовку — 20 минут. Спустя указанное время каждая из экспедиций рассказывает кол­легам об этой планете и ее обитателях.

Участниками пройден важный этап игры. Необходимо подвести итоги. Ведущий, напоминая участникам о проделанной работе. обобщает результаты. Важно, чтобы ребята осознали, что они вкладывают в понятия «свой» и «чужой», какой видят собствен­ную планету, собственную жизнь.

Второе задание

Ведущий. Ваш звездолет уже собирался стартовать с планеты, как вдруг выяснилось, что неподалеку стоит еще один земной ко­рабль (или два корабля, если в игре участвуют три команды), придывший на эту планету независимо от вас. И одновременно пришло сообщение с Земли.

Я зачитываю текст: «Всем земным звездолетам! Экстренное со­общение! Поступили информация, что один из космических кораб­лей с Земли и его экипаж па самом деле — инопланетяне, изменив­шие свой облик и создавшие точные копии землян и их звездолета. Об этой расе инопланетян ничего не известно. Их намерения, пла­ны, образ мыслей не изучены и не определены. Будьте предельно ос­торожны и внимательны!»

А теперь я вручу всем экипажам карточки, на которых будет написано, являются ли они пришельцами, выдающими себя за землян, или остаются самыми обычными земными астронавтами.

Ведущий вручает капитанам звездолетов карточки, на всех на­писан одинаковый текст: «Вы — настоящие земляне!» Содержание карточек остается неизвестным членам других экипажей.

Ведущий. В каком же из звездолетов экипаж состоит из инопла­нетян? Земляне не могут улететь, пока не выяснят это. Как это сделать? Возможно, станет неизбежным вооруженное столкнове­ние. Кто знает, что в головах у этих чужаков! В этом случае воз­никает вопрос о том, кто начнет первым, то есть па кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта.

Впрочем, еще остается возможность мирно договориться. Но меж­ду кораблями пет связи, и, чтобы высказать свои предложения, необхо­димо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: нет уверенности я том, что в другом корабле — земляне. Вдруг там враждебные чужа­ки, которые могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить пас, землян!               

 В этой ситуации вам придется решать, как поступить, совершив десять ходов. На каждом ходу вы должны сделать выбор: либо выйти наружу, либо открыть огонь. Есть правило, действующее в космосе: на переговоры выходят со специальными акку­муляторами энергии, которые являются обязательными атрибута­ми установления отношений ч дарятся противоположной стороне. С помощью этих аккумуляторов пополняются энергетические за­пасы звездолетов. В случае взаимных подарков каждый экипаж мо­жет приобрести незначительное количество дополнительной энер­гии особого вида f на разных звездолетах типы аккумуляторов и хра­нимой энергии несколько различаются, поэтому при обмене выгодно получить тот вид энергии, которого на данном корабле недоста­точно). Условно обозначим это количество получаемой энергии 3 балла.ми. Если вы выходите на переговоры, а ваши партнеры от­крывают огонь, то вы теряете сваи-аккумуляторы (и 5 баллов), а партнеры /вернее сказать в этом случае — противники) просто напросто забирают военный трофей и получают соответственно 5 дополнительных баллов.

За две минуты, отводимые ни каждый ход, команды должны при­нять решение. Если решение за это время не принято, команда штра­фуется на 3 балла (дело в том, что в результате задержки аккуму­ляторы разряжаются).

Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончатель­ном голосовании есть люди, поднявшие руку «против», то за каж­дого из них команда теряет I балл. Это связано с тем, что проголо­совавший «против» член экипажа пропускает ход и, следовательно, лишает свою команду той части энергии, которая имеется лично у него. Решение команд я буду сообщать вам теле каждого хода. Побеждает тот экипаж, который после десяти ходов наберет мак­симальное количество баллов. В процессе игры два раза произойдет удвоение баллов. В соответствующее время я вам об этом сообщу.

Ведущий вручает капитанам каждой из команд две карточки:

одна является справочной, помогающей участникам подсчитывать получаемые или теряемые баллы, а вторая нужна для записи ре­зультатов каждого хода. Если экипажей более двух, то идет игра каждого с каждым.

Содержание первой карточки достаточно ясно: если обе коман­ды начинают военные действия, они теряют по 3 балла; если ка­кая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а со­перники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погиб­шие лишаются 5 баллов, а меткие стрелки по парламентерам при­обретают также 5 баллов; если же представители обеих цивилиза­ций решат провести переговоры, то и те и другие получают по три балла.

Во второй карточке представители каждого экипажа фиксиру­ют решения, принимаемые командами, и текущие результаты. Такая же карточка имеется у ведущего.

В процессе принятия решений может происходить бурное обсуж­дение, накал которого возрастает от хода к ходу. Ведущий «курси­рует» между командами и внимательно наблюдает за тем, каким образом каждый раз принимается решение. Следует на каждом ходу уточнять: все ли согласны со сделанным выбором? Есть ли те, кто категорически против?

На втором-третьем ходу у игроков могут возникнуть вопросы:

«А отрицательные баллы засчитываются? А выиграет ли та команда. у которой меньше отрицательных баллов?» Ведущему следует пояс­нить, что попадание в «минус» не может означать выигрыш. Только накопленные баллы ведут к победе. Нужно добавить, что увеличение отрицательных очков означает не только потерю личного состава звез­долета. но и потерю энергии, которая необходима для полета косми­ческого корабля. Чем больше «минусов», тем меньше шансов, что вообще удастся взлететь с планеты. Указанные заявления ведущего выступают фактически в роли подсказок игрокам. Но вполне вероят­но. что они не всеми будут услышаны и учтены.

, Удвоение баллов (об этом объявляется участникам перед нача­лом очередного обсуждения хода) удобно делать на четвертом и восьмом ходу. Однако ведущий может сделать это и в иные момен­ты, исходя из складывающейся игровой ситуации.

Примерно к середине игры, а то и раньше, в обеих командах на­чинают звучать обвинения в адрес соперников — в коварстве, аг­рессивности, злобности. Когда страсти достигают критической величины, ведущему есть смысл вмешаться и предложить капита­нам звездолетов молча встать и посмотреть на представителей дру­гого экипажа, после чего вернуться на свое место. Смысл этой про­цедуры достаточно ясен: ведущий пытается намекнуть обоим ка­питанам. что в другом звездолете не рассвирепевшие монстры с другой планеты, а хорошо знакомые ребята. Иногда это помога­ет продвинуться на пути к конструктивности.

Ход рассуждений каждой команды и результаты игры становятся окончательно ясными после десятого хода, когда игроки подводят в своих бланках итоговый баланс. К сожалению, часто результаты оказываются плачевными: у команд имеются только отрицательные баллы. Фантазия рисует мрачный пейзаж неизвестной планеты: кра­тер. усеянный останками астронавтов; два космических корабля, за­копченные. разбитые, дымящиеся; оставшиеся в живых, не способ ные даже покинуть планету, мрачно наблюдают друг за другом.

Обсуждение этой игры имеет чрезвычайно большое значение — особенно если никто не выиграл. Когда игроки усаживаются в общий круг, эмо­ции вырываются наружу с новой силой. Ведущему следует дать воз­можность всем членам группы сказать о своих чувствах (важно только не свести высказывание чувств к взаимным обвине­ниям), чтобы затем можно было перейти к разбору игры и ее конструктивному ана­лизу. Здесь от ведущего потребуется все его хладнокровие и умение помешать разви­тию конфликта по деструктивному пути. Ведь если команды проиграли, то чувство неудовлетворенности испытывают все, и хочется — естественно! — обвинить в не­удаче своих соперников. Однако именно в этот момент в группе обычно появляют­ся проблески понимания. Ведущему нуж­но удержаться от соблазна «ткнуть носом» участников в причины происшедшего. Они должны сами прийти к инсайту.

Ситуация общего проигрыша очень показательна: отрицатель­ные баллы у команд однозначно говорят об ошибочности выбран­ной стратегии. Если найдется хотя бы один человек, осознавший невыгодность обмана и недоверия к партнерам и увидевший путь конструктивного взаимодействия, основанного на доброжелатель­ности и доверии, то ведущий должен обязательно предоставить ему возможность сказать главные слова в дискуссии.

Замечательно, если в результате обсуждения участники придут к более глубокому, прочувствованному пониманию достаточно тривиальной истины:

кроме игры против кого-то, когда мой выиг­рыш — это обязательно проигрыш другого, есть игры, когда вы­играть можно только вместе. Даже в бизнесе, где, казалось бы, царит «закон джунглей», можно добиться большего, выбирая стра­тегию на общий выигрыш.

Ведущий может покаяться в провокационности инструкции и установок, но ведь и они могли бы быть поняты иначе! Кроме того, в условиях игры уже была скрыта подсказка: ведь неизвестно точно, кто в соседнем звездолете — земляне или пришельцы.

Эта игра, базирующаяся на принципе, заложенном еще в знаме­нитой «Дилемме узника», удивительным образом доказывает сред­ствами и математики, и логики, и психологии, что стремление к компромиссу и сотрудничеству является куда более выигрыш­ным, чем желание «урвать» больше соперника. Для подростков это будет неплохой урок цивилизованности, особенно когда выяснит­ся, что во всех звездолетах были земляне.

8. Возвращение на Землю

Ведущий. Космическое путешествие закончилось, Звездолеты устремились к Земле. Однако когда они сели на родной планете, капитаны получили следующее сообщение: «Прежде чем вам будет разрешено покинуть звездолеты, докажите, что вы действи­тельно настоящие земляне, а не пришельцы, принявшие облик членов экипажей». Таким образом, вам необходимо доказать, что вы свои!

Каждая команда предлагает свой вариант доказательства. За плечами участников — непростой путь. Они уже столкнулись со своими и чужими, пережили драму выбора. Заранее трудно пред­сказать, как они отнесутся к предложенной ситуации. Замечатель­но, если к этому моменту сама идея деления людей на своих и чу­жих будет им неприятна. Однако необходимо принять любой ва­риант, который выберут подростки.

Ведущий от лица землян разрешает участникам покинуть корабли.

9. Обсуждение результатов

Ведущий предлагает всем вернуться в общий круг. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

Изменились ли ваши представления о своих и чужих в процессе путешествия? Почему?Какие новые качества удалось найти в самом себе? А в своем антиподе? Изменилось ли ваше отношение к тем, кого вы называете чужими? Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение никого не обижало и не унижало? В чем особенности такого поведения и отношения? Изменилось ли отношение к понятиям «свой» и «чужой»? Есть ли альтернатива делению людей на своих и чужих? Согласны ли вы с утверждением, что нет своих и чужих, потому что каждый уникален и этим ценен?

10. Завершение

Участники сидят в кругу. Затемнение. Ведущего не видно. Зву­чит его голос (лучше всего — через усилитель и скрытые динами­ки; фоном может быть «космическая» музыка).

Звучат те же слова ведущего, что и в начале игры. Но со слов «Шли века...» текст звучит следующим образом:

 «Шли века. Проходили тысячелетия. И вот наконец деление на сво­их и чужих стало вчерашним днем человечества. Люди научились по­нимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут быть разными у разных народов. Но каждый народ одинаково чув­ствует боль утраты и сладость любви. И кровь у всех одного цвета. И у каждого народа есть свои герои и свои подлецы. Есть Человек. И есть его «Я». Человек может быть   добрым и порядочным, а может быть агрессивным  и безнравственным. Он может быть умен или глуп, богат духовно или ограничен в своих интересах.    Каждый человек уникален. Он не свой и не чужой.    Он другой. И он имеет право быть собой».         

   

1-й экипаж

2-й экипаж

Баллы 1-го экипажа

Баллы 2-го экипажа

Открыть огонь

Открыть огонь

-3

-3

Открыть огонь

Выйти наружу

+5

-5

Выйти наружу

Открыть огонь

-5

+5

Выйти наружу

Выйти наружу

+3

+3

 

 

 

№ хода

Решение, принятое 1-м экипажем

Решение, принятое 2-м экипажем

Баллы 1-го экипажа

Баллы 2-го экипажа

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

Итоговые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРА

Судьба жестока, я не спорю.

И если горя не измерить, Слезами не поможешь горю, 

И остается только верить.

 

Но вера не всегда помощник:

Не стоит счастливый случай ждать,

Когда сидишь совсем без дела,

Зачем на чудо уповать?

Ольга Ситникова

 

 

 

 

 


© Гимназия №10 "ЛИК", г. Невинномысск, Ставропольского края

 
     
Hosted by uCoz